Образовательная программа
Средняя общеобразовательная школа №9 Средняя общеобразовательная школа №9


Общая структура

Аналитический модуль

Концептуальный модуль

Дидактический модуль

Управленческий модуль

Диагностический модуль

Модуль научно-сервисного обеспечения образовательного процесса

Образовательные модули

Учебные планы классов с углубленным изучением предметов

Аналитический модуль:

С основания, с 1986 года, школа является центром образования в микрорайоне. Это объясняется удаленностью от центра города, отсутствием культурных и спортивных учреждений, домов творчества, а также недостаточным благосостоянием населения микрорайона. Противоречие между социальным заказом, потребностью родителей в развитии и совершенствовании своих детей и отсутствием таких условий в микрорайоне пришлось разрешать школе. Педагогический коллектив вышел на проблему создания условий для развития и совершенствования детей с учетом их способностей, склонностей и интересов, то есть адаптивной образовательной среды.

На 2000 год школа имеет статус городской экспериментальной площадки: «Школа микрорайона с разноуровневым и профильным образованием».

Главная задача педколлектива: создание адаптивной школы, целью которой является максимальная самореализация каждого ребенка.

В школе созданы классы трех уровней обучаемости; гимназические, общеобразовательные и коррекционно-развиваюшего обучения; открываются с 2001-2002 учебного года профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов художественного, естественно-научного, историко-обществоведческого и спортивного циклов. Воспитательная программа школы предусматривает развитие физически и нравственно здоровой, духовно богатой, творчески мыслящей, социально-активной личности школьника

Следующее противоречие, которое приходится разрешать педагогическому коллективу, - это противоречие между потребностью общества в нравственно и физически здоровых людях и реальным уровнем здоровья подрастающего поколения. Анализ уровня здоровья учащихся показал, что в школе 61,7% здоровых детей, 38, 3% школьников имеют заболевания различного характера и уровня сложности.

Кроме того, ежегодно учащиеся страдают от общих респираторных и инфекционных заболеваний. С 90-х годов педколлектив решает проблему создания среды, сохраняющей и улучшающей здоровье детей: с сентября 1995 года в школе работает дневной стационар от психоневрологического диспансера, создан социально-психологический реабилитационный центр, где детям оказывают разные виды медицинской, психологической и социальной поддержки: медикаментозное лечение и массаж, консультации врача-психиатра и коррекционные занятия психолога, сеансы релаксации и фототерапия. Для учащихся с ослабленным здоровьем организуются занятия кинезотерапии, то есть лечение движением, которые заменяют группы ЛФК и дают детям возможность изучать предмет «Физическая культура» с 3 по 11 класс без ущерба для здоровья, в щадящем режиме. В 1-5 классах ведутся уроки валеологии, здорового образа жизни.

Проблема нравственного здоровья решается через занятия «Этической грамматика» (1-4 класс), воспитательную программу «Здоровье и здоровый образ жизни» (1-11 класс), систему классных часов по теме «Нельзя на свете жить не беспокоясь» (5-9 классы), уроки этики и психологии семейной жизни (10 класс), программу полового воспитания и общественную организацию ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы). Работа с подростками, находящимися в социально-опасном положении организуется с целью их вовлечения в активную жизнедеятельность школы и оказания им психолого-педагогической поддержки. Разработана социально-педагогическая программа «Семья», главная задача которой расширение роли родителей в жизни школы, создание условий для социальной работы с различными категориями семей (молодыми, находящимися с социально-опасном положении, семьями Ш возраста). Работает клуб «Подросток и закон», совет профилактики правонарушений. Воспитательная программа реализуется с 1 по 11 класс по 4-м направлениям: «Я и общество», «Знания - сила», «Здоровье и здоровый образ жизни», «Отечество и малая Родина». Так педагогический коллектив реализует системный подход в воспитании личности учащихся, повышение уровня их воспитанности.

Преодоление противоречия между социальным заказом на непрерывное образование ребенка и возможностями его реализации решается через проблему создания развивающей среды для учащихся, показателями сформированности которой являются:

  1. Оптимальный уровень образовательной подготовки школьников (99,4%).
  2. Тенденции роста:
    • уровня обученности (с 86 % в 1996 году до 99,4 % в 2000 году);
    • уровня качества знаний (с 35% в 1996 году до 42,8% в 2000 году);
    • количество медалистов (ежегодно до 4 человек);
    • поступаемости в вузы (с 50% в 1996 г. до 70% в 2000 году);
    • уровня здоровья (наметилась тенденция улучшения общего состояния, снижения заболеваний органов зрения, опорно-двигательной системы);
    • уровня воспитанности (с 72% в 1996 году до 78% в 2000 году).
  3. Регулярное результативное участие школьников в городских и областных предметных олимпиадах , спортивных соревнованиях, различных конкурсах и смотрах городского, регионального и Российского уровня.

Условия для непрерывного образования учащихся создаются через учет преемственности и отслеживание уровня сформированности базовых умений и навыков (в модуле «Начальная школа»), систему предметных кружков, факультативов и научных обществ учащихся (в модуле «Основная школа»), организацию подготовки учащихся к поступлению в вузы на предметных спецкурсах (в модуле «Старшая школа»), организацию занятий методической школы «Азбука исследовательского труда» (8-10 классы), в рамках уроков и внешкольных занятий.

Школа имеет хороший кадровый потенциал. Уровень профессионального мастерства и педагогической компетентности коллектива достаточно высокий: 17 специалистов высшей квалификационной категории, 2 человека - I квалификационной категории, 31 человек II квалификационной категории, 4 человека имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 17 - «Отличник народного просвещения» («Почетный работник общего образования РФ»). Помимо этого, с учащимися школы работают 8 преподавателей вузов, 7 из которых имеют ученую степень.

Главные цели методической службы школы:

  1. создание условий для методико-методологической грамотности учителей, повышения уровня их общенаучной, коммуникативной, психолого-педагогической культуры, самообразования и самосовершенствования;
  2. развитие творческих способностей, исследовательских умений и навыков учащихся.
На данном этапе решается проблема совершенствования развивающей среды для учителей; через организацию постоянно действующих научно-методических семинаров; «Совершенствование современного урока», «Создание системы работы классного руководителя», «Интеграция науки и практики», через опытно-экспериментальную работу учителей по направлениям МЭПП.
  • «Управление адаптивной школой»;
  • «Профильные классы»;
  • «Развитие элементов проблемного мышления и творческого воображения дошкольников и младших школьников»;
  • «Экологическое образование»;
  • «Валеологическое образование»;
  • «Социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса».

На состояние образовательной системы в значительной мере влияет финансово-техническое обеспечение. Здесь возникает противоречие между потребностью школы в обновлении, развитии и совершенствовании методической и материальной базы и недостаточным финансированием образовательного процесса Задачи материально-технического обеспечения решается задача за счет бюджетного фонда, частично с помощью попечительского совета, незначительной спонсорской поддержки. Поэтому перед администрацией школы встает проблема привлечения отдельных ресурсов на укрепление и развитие материально-технической базы за счет создания школьных производственных бригад, расширения сферы родительского участия в жизнедеятельности школы; сотрудничества с промышленными предприятиями.

Создана адаптивная матричная система внутришкольного управления по центрам, каждый из которых осуществляет координацию, контроль и регулирование образовательного процесса:

  • диспетчерский центр;
  • научно-методический центр;
  • центр организации жизнедеятельности;
  • центр «Здоровье»;
  • центр информации и учета общественного мнения;
  • финансово-хозяйственный центр.

Таким образом, на сегодняшний день в контексте школы с разноуровневым и профильным образованием мы можем выделить следующие проблемы:

  1. Создание условий для реализации образовательных потребностей микрорайона школы.
  2. Формирование среды, сохраняющей и обеспечивающей физическое и нравственное здоровье учащихся.
  3. Совершенствование системы непрерывного образования учащихся, учителей, родителей.
  4. Развитие физически и нравственно здоровой, образованной, духовно богатой и социально-активной личности.
  5. Улучшение материально-технической базы школы за счет привлечения дополнительных ресурсов как внутри школы, так и за ее пределами.
На шаг вперед Наверх На главную На шаг назад
Хостинг от uCoz