Формирование адаптивной образовательной среды
Средняя общеобразовательная школа №9 Средняя общеобразовательная школа №9


Управляющая система школы

Концепция адаптивной школы

Новое содержание

Новые технологии

Реабилитационный центр

Этапы формирования

Проектирование адаптивной образовательной среды.

В.3. Юсупов, научный руководитель школы № 9 г. Кирова, профессор, кандидат педагогических наук

Проектирование (от лат. projectus - брошенный вперёд) принадлежит к числу уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов. В сфере образования возможности проектирования используются достаточно широко, однако лишь в последние годы такой вид деятельности становится предметом целенаправленного изучения с позиций получения нового педагогического знания.

В частности, автором настоящей статьи проведено специальное исследование социально-педагогического проектирования (Юсупов В.З. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования. Монография. - Киров: Изд-во ВГПУ, 1998). Оно позволило установить, что концептуальные основы формирующейся в педагогике проектной парадигмы составляют положения философии образования, призванной определить его ценности и смыслы; общая методология проектирования, на основании которой можно выделить ведущие цели и средства этой деятельности; позиции педагогики, психологии и других наук, изучающих предпосылки и условия развития образовательных систем; состояние практики образования, показывающее реальное положение дел в сфере образования. Такая исходная концептуальная схема представляет собой модель постановки проблем развития образования, выявления способов их решения, выбора методов полидисциплинарных исследований и осуществления комплексных проектных разработок, призванных обеспечить становление и развитие инновационного образования.

Современная педагогическая наука достаточно точно задаёт объект проектирования в образовании, выделяя психолого-педагогическое проектирование развивающихся образовательных процессов в рамках определённого возрастного интервала, педагогическое проектирование развивающей образовательной практики и социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательных сред.

Школа № 9 г. Кирова как раз и работает над решением проблемы проектирования адаптивной образовательной среды школы микрорайона, которая призвана действительно стать "школой для всех" (Е.А. Ямбург). Проблема формирования такой среды принадлежит к числу наиболее актуальных для нашего общества, отечественной педагогической науки и школьной практики. Она затрагивает основополагающие представления о современном образовании, образовательной среде, её специфике в адаптивной школе.

Новый облик образования наиболее ярко выражают три его сущност-ные характеристики. Во-первых, образование - всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого, способности к самообразованию, самовоспитанию и тем самым к саморазвитию. Во-вторых, образование - универсальный способ трансляции общественного опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования, связывания некоторой общности людей, передачи и сохранения норм и ценностей их общей жизни. В-третьих, образование - достаточно самостоятельная форма общественной практики. Она включает различные виды профессиональной деятельности в образовании (профессионально-педагогической, научно-методической, социально-педагогической, управленческой), взаимосвязь которых обеспечивает наиболее эффективное достижение личных и социальных целей образования.

Предметом этих видов деятельности является создание совокупности условий и средств организации активной деятельности обучающегося в специально организованном образовательном пространстве, представляющем собой комплекс социально зафиксированных культурных, образовательных, нормативно-правовых и иных ориентиров (стандартов, планов, программ, образовательных институтов и т.п.), в границах которых проектируются образовательные процессы, образовательные институты и образовательные среды.

Образовательная среда в последние годы всё чаще становится предметом специальных исследований в педагогике. Одни учёные (например, Г.Н.Сериков) рассматривают её как условие существования образовательных систем, другие (Ю.В.Васильев, Е.С.Комраков) сосредоточивают внимание на совокупности отношений, которые складываются в ней между субъектами образования. Большой интерес представляет точка зрения В.И.'Слободчикова, В.К.Рябцева, В.В.Ряшевой и других авторов, изучающих развитие этой среды во взаимосвязи с процессамн превращения наличного социокультурного окружения в средства осуществления современного образования.

Эта позиция даёт основание утверждать, что образовательная среда -это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями и т.д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определённые связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования. Адаптивная образовательная среда призвана обеспечивать адекватную реакцию образовательной системы школы на изменяющиеся условия внешней среды, в то же время оказывая обратное воздействие на неё; приспосабливаться к возможностям самого образовательного учреждения и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса, развивать способности личности учащегося к самосовершенствованию на основе учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов, интересов и потребностей.

Таким образом, в самом общем виде образовательная среда характеризуется прежде всего потенциальными и наличными образовательными ресурсами и ресурсами развития образования, которые через деятельность конкретных людей становятся образовательным потенциалом. Образовательные ресурсы представлены имеющимся социально-культурным окружением (наука, искусство, история, религия, традиции, институты, социальные отношения, формы трудовой деятельности и т.д.), которые могут быть преобразованы в содержание и средства образования (совокупность конкретных образовательных областей, учебных предметов, форм внеурочной деятельности и т.д.). Ресурсы развития образования - это многообразные средства, при помощи которых возможна реализация основных целей и ценностей образования. В состав таких ресурсов входят: интеллектуальные {образовательный уровень населения, потенциал научной и культурной элиты), профессионально-педагогические (профессиональный состав педагогических кадров), научно-педагогические (состояние педагогической и других связанных с ней наук о человеке), организационные (новые механизмы управления и организационные модели), нравственно-волевые (люди, разделяющие с педагогами ценности образования), инновационные (осуществление специальной инновационной деятельности). инфраструктурные (развитость индустрии материально-технического и иного обеспечения образования), законодательные (совокупность законодательных актов, прямо или косвенно оказывающих воздействие на развитие сферы образования), информационные (информационная обеспеченность преобразования).

Социально-педагогическое проектирование образовательной среды адаптивной школы в конкретном опыте работы школы: №9 г.Кирова представляет собой специально организованную систему деятельности созданного в ней полипрофессионального коллектива учёных и педагогов-практиков по осуществлению комплексных исследований, а также подготовки и реализации специальных образовательных проектов. Каждый из них представляет собой ограниченное во времени направляемое изменение образовательной среды школы, обеспечивающих достижение этим образовательным учреждением новых целей в рамках возможных ресурсов, реальных средств и специфической организации.

Образовательные проекты включают в себя совокупность последовательно сменяющих других видов деятельности: анализ внешней и внутренней среды школы, разработка концепции адаптивной школы и соответственно адаптивной образовательной среды, разработка программы формирования такой среды для каждой ступени школьного образования и каждого структурного подразделения школы, подготовка плана всего комплекса работ, связанных с формированием нового содержания и организации образовательного процесса. Реализация подготовленных таким образом проектов, как показывают представленные в настоящем сборнике статьи руководителей и педагогов школы № 9 г. Кирова, коренным образом меняет облик школы микрорайона, обеспечивая формирование её адаптивной образовательной среды.

На шаг вперед Наверх На главную На шаг назад
Хостинг от uCoz