Формирование адаптивной образовательной среды
Средняя общеобразовательная школа №9 Средняя общеобразовательная школа №9


Управляющая система школы

Концепция адаптивной школы

Новое содержание

Новые технологии

Реабилитационный центр

Этапы формирования

Концепция адаптивной школы
Н.А. Аксенова, директор школы;
В.П. Ларина, заместитель директора по научно-экспериментальной работе

Анализ работы школы позволяет сделать вывод о том, что некоторые аспекты проблемы самореализации личности школьника решены. Однако в целом школа недостаточно продвинулась в решении рассматриваемой проблемы не удалось разрешить противоречие между установкой на высокое качество знаний и потребностью умственного развития учащихся; между необходимостью сделать школу для всех учащихся более гуманной и отсутствием на практике права выбора учащимися класса, профиля, факультатива, спецкурса и т.д. Одним из путей разрешения этих противоречий может быть создание адаптивной школы, учитывающей возможности учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для их жизненного самоопределения и самореализации.

Адаптивная школа - социально-педагогическая система, удовлетворяющая условиям: 1) приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды и оказывающая обратное воздействие на внешнюю среду с целью обеспечения максимально возможного соответствия параметров среды существенным характеристикам школы; 2) приспосабливающаяся к условиям своей внутренней среды, определяемой отношениями участников педагогического процесса между собой, и к школе; 3) развивающая способности личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей.
Оптимистическая гипотеза по отношению к личности ученика, учителя: "Принимая его таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может быть".

Цель адаптивной школы: создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Функции адаптивной школы:
Достижение цели возможно при условии реализации пяти функций адаптивной школы: ориентированной, коррекционной, реабилитационной, функций стимулирования и предупреждений затруднений учащихся в образовательном процессе.

  • Ориентационная функция. Создание условий учащимся для их профессионального выбора: формирование способности выбирать на основе личностных склонностей и особенностей учебные курсы, наиболее полно отвечающие планируемому пути; формирование умений распознать свои потребности, ценности, установки, способности, склонности и интересы (девиз: "Познай себя"), что способствует выбору профессии, согласующейся с потребностями личности и ее психическими и физическими возможностями.

    Результат. Научение школьников использовать извлекаемую о себе информацию, данные о рынке труда и т.п. для самостоятельных ориентационных действий и саморазвития путем определения необходимой учебной области, в рамках которой составляется в будущем профессиональное самоопределение.

  • Коррекционная функция. Преодоление отставания учащихся (невыполнение требований на одном из промежуточных этапов образовательного процесса), неуспеваемости (длительного невыполнения программных требований, фиксируемого на протяжении значительного промежутка времени), а также отклонения (несоответствия возрастным социальным нормам поведения) и устранение нарушений, дефектов.

    Результат. Ликвидация обнаруженных затруднений учащихся.

  • Реабилитационная функция. "Восстановление" уверенности школьников в своих возможностях посредством обеспечения удовлетворения ими содержанием и процессом предлагаемой им деятельности. Организуемая деятельность должна иметь ситуацию успеха.
    Ситуация успеха - совокупность условий, обеспечивающих получение результатов деятельности, осознаваемых и переживаемых учащимися как успешных.
    Каждый ученик способен успешно учиться и достигать больших результатов даже в "трудных" предметах при условии преподавания этих дисциплин на соответствующем профессиональном уровне. Такая ориентация определяет оптимистический взгляд на возможности каждого ребенка.

    Результат. Снятие "психологических зажимов", "комплексов неполноценности" школьников, возникновение у них положительных установок.

  • Функция стимулирования. Побуждение учащихся к разнообразным видам деятельности, на которые их ориентирует педагог. Стимулирование - использование различных стимулов для мотивации учащихся. Стимулирование может осуществляться посредством: положительного подкрепления; элементов состязательности; дополнительных инструкций; предоставления учащимся права выбора учебных курсов, уровня трудности учебного материала; способов оценивания знаний; научения школьников самостоятельному построению индивидуальных программ самообучения; косвенного целеполагания; включения школьников в процесс диагностирования и оценивания процесса и результатов обучения на основе рефлексии своих действий и действий других.

    Результат. Возникновение у учащихся положительной внутренней и внешней мотивации учения.

  • Функция предупреждения затруднений учащихся в образовательном процессе. Создание условий предупреждения отставания учащихся в учении. Овладение учителями компактными и эффективными методиками, позволяющими видеть продвижение учащихся в учении, выявлять их затруднения задолго до завершения курса и вносить соответствующие изменения в содержание и организацию образовательного процесса.

    Результат. Достижение каждым учеником уровня образования в зоне его ближайшего развития.

Концептуальные идеи деятельности адаптивной школы:

На шаг вперед Наверх На главную На шаг назад
Хостинг от uCoz