Формирование адаптивной образовательной среды
Средняя общеобразовательная школа №9 Средняя общеобразовательная школа №9


Управляющая система школы

Концепция адаптивной школы

Новое содержание

Новые технологии

Реабилитационный центр

Этапы формирования

Этапы формирования адаптивной образовательной среды:

Н.А. Аксенова, директор школы;
В.П. Ларина, заместитель директора по научно-экспериментальной работе

1-й ЭТАП (1986-1991 гг.). Поиск индивидуального пути развития школы.

В 1991 году педагогическим коллективом был выполнен проблемно-ориентированный анализ деятельности школы с начала ее существования и выявлены следующие ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ:

  • школа находилась в постоянном поиске своего индивидуального пути развития, при этом, учитывая контингент обучающихся, невозможным было открытие учебного заведения для избранных детей в силу его удаления от центра города, хотя высокий уровень профессионального мастерства преподавателей и хорошая в то время материальная база школы позволяли это сделать;
  • прослеживалась общая направленность инноваций, на первый взгляд никак не связанных друг с другом, на удовлетворение разнообразных интересов, склонностей, возможностей учащихся: открытие классов различного профиля, в том числе художественно-эстетического; классов с углубленным изучением предметов; коррекционно-развивающих классов; введение новых предметов в учебный план, составленный на основе Базисного; создание широкой сети кружков, секций, клубов по интересам, в том числе за счет ставок Первомайского ДДТ; открытие филиала ДМШ № 3 при школе;
  • целесообразность введения каждого новшества предварительно обязательно обсуждалась на педагогических советах, родительских собраниях и вытекала в первую очередь из интересов и склонностей учащихся;
  • по мере необходимости осуществлялись регулирование и коррекция инноваций;
  • в течение этого периода наблюдался постоянный рост профессионального мастерства педагогов школы.

Таким образом, за эти годы школе удалось найти свой индивидуальный путь развития.

2-й ЭТАП (1992-1994 гг.). Организационный.

Выявилась проблема дальнейшего совершенствования образовательной среды школы, и в 1994 учебном году при помощи ученых ФППК ВГПУ (Н.Н. Шаниной, О.Н. Бе-лоуса, К.И. Корегина, А.А. Лебедева, Р.В. Ручновой) была создана Концепция средней школы № 9 города Кирова как многопрофильной с разноуровневым образованием в соответствии с интересами и склонностями учащихся, которая представляла собой образ желаемого результата деятельности школы. Сравнивая желаемые результаты с реальными, имеющимися в то время, анализируя причины их расхождения, мы поставили перед собой вопрос о том, кого или чего касается проблема совершенствования образовательной среды школы и получили ряд проблем.

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ 1) Проблема кадров (кто учит?); 2) Проблема содержания образования: обучения, воспитания и развития (чему учат?); 3) Проблема методик и технологий (как учат?); 3) Проблема технического, методического, финансового обеспечения (при помощи чего учат?).

ПРОБЛЕМЫ УЧАЩИХСЯ 1) Проблема контингента (кто учится?); 2) Проблема содержания образования по ступеням (чему учатся?); 3) Проблема мотивации и результативности (как учатся?); 4) Проблема организационного, методического, технического обеспечения (в каких условиях учатся?).

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 1) Проблема структуры управления (кто управляет?); 2) Проблема функционала (чем управляет?); 3) Проблема механизма управления (как управляет?); 4) Проблемы соответствия кадровых, организационных, методических, .финансовых, мотивационных и правовых условий (при помощи чего руководят?).

Мы понимали, что все проблемы разом решить невозможно, тем более, что они неравноценны между собой, поэтому выполнили их ранжирование. В качестве основных были выделены следующие:

  • проблема кадров: повышение уровня квалификации, методической подготовки, инновационного потенциала, мотивации учителей;
  • проблема содержания образования на каждой ступени, преемственности в обучении и воспитании при переходе на следующую ступень;
  • проблема освоения эффективных педагогических технологий, в том числе технологии разноуровневого обучения;
  • проблема повышения результативности обучения и мотивации обучающихся;
  • проблема управления (совершенствование структуры управления, функционала).

В соответствии с указанными проблемами была спланирована и проведена коррекция основного процесса в школе (образовательного). Особо хочется сказать о проблеме контингента. Характеристика микрорайона школы уже была дана выше. Добавим лишь то, что ежегодно по результатам обследования детей, поступающих в школу, комплектовался и комплектуется до сих пор один коррекционно-развнвающий класс (диагноз: задержка психического развития), что составляет около 10% учащихся параллели, а в некоторых параллелях таких классов по два. Об этих детях мы тоже должны беспокоиться, создавать адекватные условия для их обучения и развития. Кроме того, уровень обучаемости учащихся классов возрастной нормы также невысок, и хотя уровень базового образования ежегодно был оптимальный, уровень дополнительного образования оставался низким, а в параллелях 7-9-х классов даже критическим.

3-й ЭТАП (1994-1999 гг.). Практический.

Анализируя причины низкого уровня обученности, мы пришли к выводу, что проблемы, перечисленные выше, не могут быть решены положительно без обеспечения социально-психологической и социально-педагогической поддержки образовательной среды школы.

Так был создан Социально-психологический реабилитационный центр в сентябре 1994 года, открыты Школа социальной работы и Школьный дневной стационар при областном психоневрологическом диспансере в сентябре 1995 года. Открытие этих направлений деятельности школы потребовало огромной подготовительной работы со стороны администрации и всего педагогического коллектива, но позволило пополнить штат школы квалифицированными работниками: психологами, логопедами, психотерапевтом, социальными педагогами.

Коррекция основного процесса в школе (образовательного) привела в свою очередь к тому, что в апреле 1996 года был проведен педагогический совет на тему "Корректировка Концепции средней школы № 9 города Кирова как многопрофильной с разноуровневым образованием в соответствии с интересами и склонностями учащихся" и принято решение о создании адаптивной образовательной среды школы № 9 с разноуровневым и профильным обучением. Таким образом, был скорректирован образ желаемой системы и снова, сравнивая желаемые результаты с действительными, спланирована и начата коррекция образовательного процесса школы, но при этом особое внимание уделялось реализации пяти основных функций адаптивной школы: ориентационной, коррекшюнной, реабилитационной, стимулирования и предупреждения затруднений учащихся в образовательном процессе.

На шаг вперед Наверх На главную На шаг назад
Хостинг от uCoz