Управляющая система школы Концепция адаптивной школы Новое содержание Новые технологии Реабилитационный центр Этапы формирования |
Этапы формирования адаптивной образовательной среды: Н.А. Аксенова, директор школы; 1-й ЭТАП (1986-1991 гг.). Поиск индивидуального пути развития школы. В 1991 году педагогическим коллективом был выполнен проблемно-ориентированный анализ деятельности школы с начала ее существования и выявлены следующие ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ:
Таким образом, за эти годы школе удалось найти свой индивидуальный путь развития. 2-й ЭТАП (1992-1994 гг.). Организационный. Выявилась проблема дальнейшего совершенствования образовательной среды школы, и в 1994 учебном году при помощи ученых ФППК ВГПУ (Н.Н. Шаниной, О.Н. Бе-лоуса, К.И. Корегина, А.А. Лебедева, Р.В. Ручновой) была создана Концепция средней школы № 9 города Кирова как многопрофильной с разноуровневым образованием в соответствии с интересами и склонностями учащихся, которая представляла собой образ желаемого результата деятельности школы. Сравнивая желаемые результаты с реальными, имеющимися в то время, анализируя причины их расхождения, мы поставили перед собой вопрос о том, кого или чего касается проблема совершенствования образовательной среды школы и получили ряд проблем. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ 1) Проблема кадров (кто учит?); 2) Проблема содержания образования: обучения, воспитания и развития (чему учат?); 3) Проблема методик и технологий (как учат?); 3) Проблема технического, методического, финансового обеспечения (при помощи чего учат?). ПРОБЛЕМЫ УЧАЩИХСЯ 1) Проблема контингента (кто учится?); 2) Проблема содержания образования по ступеням (чему учатся?); 3) Проблема мотивации и результативности (как учатся?); 4) Проблема организационного, методического, технического обеспечения (в каких условиях учатся?). ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 1) Проблема структуры управления (кто управляет?); 2) Проблема функционала (чем управляет?); 3) Проблема механизма управления (как управляет?); 4) Проблемы соответствия кадровых, организационных, методических, .финансовых, мотивационных и правовых условий (при помощи чего руководят?). Мы понимали, что все проблемы разом решить невозможно, тем более, что они неравноценны между собой, поэтому выполнили их ранжирование. В качестве основных были выделены следующие:
В соответствии с указанными проблемами была спланирована и проведена коррекция основного процесса в школе (образовательного). Особо хочется сказать о проблеме контингента. Характеристика микрорайона школы уже была дана выше. Добавим лишь то, что ежегодно по результатам обследования детей, поступающих в школу, комплектовался и комплектуется до сих пор один коррекционно-развнвающий класс (диагноз: задержка психического развития), что составляет около 10% учащихся параллели, а в некоторых параллелях таких классов по два. Об этих детях мы тоже должны беспокоиться, создавать адекватные условия для их обучения и развития. Кроме того, уровень обучаемости учащихся классов возрастной нормы также невысок, и хотя уровень базового образования ежегодно был оптимальный, уровень дополнительного образования оставался низким, а в параллелях 7-9-х классов даже критическим. 3-й ЭТАП (1994-1999 гг.). Практический. Анализируя причины низкого уровня обученности, мы пришли к выводу, что проблемы, перечисленные выше, не могут быть решены положительно без обеспечения социально-психологической и социально-педагогической поддержки образовательной среды школы. Так был создан Социально-психологический реабилитационный центр в сентябре 1994 года, открыты Школа социальной работы и Школьный дневной стационар при областном психоневрологическом диспансере в сентябре 1995 года. Открытие этих направлений деятельности школы потребовало огромной подготовительной работы со стороны администрации и всего педагогического коллектива, но позволило пополнить штат школы квалифицированными работниками: психологами, логопедами, психотерапевтом, социальными педагогами. Коррекция основного процесса в школе (образовательного) привела в свою очередь к тому, что в апреле 1996 года был проведен педагогический совет на тему "Корректировка Концепции средней школы № 9 города Кирова как многопрофильной с разноуровневым образованием в соответствии с интересами и склонностями учащихся" и принято решение о создании адаптивной образовательной среды школы № 9 с разноуровневым и профильным обучением. Таким образом, был скорректирован образ желаемой системы и снова, сравнивая желаемые результаты с действительными, спланирована и начата коррекция образовательного процесса школы, но при этом особое внимание уделялось реализации пяти основных функций адаптивной школы: ориентационной, коррекшюнной, реабилитационной, стимулирования и предупреждения затруднений учащихся в образовательном процессе. |